САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
– система принудительных мероприятий военного, экономического и политического характера, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения.

В отличие от системы санкций во внутригосударственном праве, где принуждение осуществляется органами государственного аппарата, С. в м. п. проявляются в особых формах. С. в м. п. могут быть применены государством либо по его собственной инициативе в качестве ответного действия на неправомерные акты (см. Реторсия и Репрессалии), либо по решению полномочной международной организации, вынесенному в соответствии с уставом данной организации.

Созданная после первой мировой войны Лига наций (см.) в ст. 16 своего Устава предусматривала применение против государства, совершившего акт агрессии, двух видов санкций – с применением вооружённых сил и без применения таковых, причём в качестве обязательных предусматривались только экономические санкции, т. е. без использования вооружённых сил. Все члены Лиги обязаны были порвать с этим государством торговые и финансовые отношения, а Совет Лиги уполномачи-вался определить контингента сухопутных, морских и воздушных сил, выставляемых членами Лиги «для поддержания уважения к обязательствам Лиги». За время существования Лиги наций ею было разобрано около 50 международных конфликтов, многие из которых, перерастая в агрессию, требовали немедленного применения санкций со стороны членов Лиги. Однако санкции были применены лишь один раз (против Италии в итало-абиссинской войне), причём были проведены только экономические санкции, да и то не в полном объёме и не всеми государствами.

Империалисты западных держав, проводя политику умиротворения агрессора, стремились всеми средствами не допустить проведения в жизнь ст. 16 Устава Лиги. Серьёзнейшим препятствием на путч к применению санкций по Уставу Лиги наций являлось требование единогласия всех членов Ассамблеи или Совета при вынесении ими решений о применении санкций, так как это требование давало возможность заинтересованному члену Лиги тормозить или прямо срывать намечавшиеся решения. Лига оказалась бессильной в принятии мер против агрессивных держав, у которых всегда имелась возможность найти себе пособника в составе членов Лиги. В результате политики правящих кругов Англии, Франции и других капиталистических государств, выразившейся в их отказе от коллективной безопасности, от коллективного отпора агрессорам, в переходе их на позицию невмешательства, гитлеровская Германия развязала вторую мировую войну.

Устав международной организации, созданной после второй мировой войны (см. Организация Объединённых Наций) с целью поддержания международного мира и безопасности, устанавливает применение санкций с использованием вооружённых сил и без использования таковых. Санкции, не связанные с использованием вооружённых сил, могут включать в себя полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (ст. 41). В случае если эти меры воздействия оказываются недостаточными, то против государства, нарушающего международный мир и безопасность, могут быть применены санкции с использованием вооружённых сил, которые могут включать в себя демонстрации, блокаду, и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН (ст. 42).

Каждая из указанных санкций может быть применена в качестве самостоятельной меры либо в совокупности с одной из них или со всеми вместе.

Совет Безопасности (см.), согласно Уставу ООН, является единственным органом Организации Объединённых Наций, в компетенцию и обязанность которого входит определение существования условий, требующих применения санкций. Только Совет Безопасности может принимать решения о применении санкций. Генеральная Ассамблея обязана передать в Совет Безопасности обсуждаемый ею любой вопрос о поддержании международного мира и безопасности, в случае если по этому вопросу требуется принятие санкций. Когда Совет Безопасности разбирает какой-либо спор или ситуацию, Генеральная Ассамблея не может делать ему рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если Совет Безопасности не запросит об этом.

В целях быстрого и эффективного применения санкций с использованием вооружённых сил ст. 43 Устава обязывает членов ООН «предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые для поддержания международного мира и безопасности вооруженные силы, помощь и соответствующие средства обслуживания, включая право прохода». Указанные соглашения должны определять численность и род войск, степень их готовности и их общее расположение и характер предоставляемых средств обслуживания и помощи. Переговоры о заключении таких соглашений должны предприниматься Советом Безопасности и заключаться между Советом Безопасности и членами организации. Впредь до вступления в силу этих соглашений и в случае, если Совет Безопасности найдёт необходимым, согласно ст. 42 применить санкцию с использованием вооружённых сил, Устав предоставляет право СССР, Китаю, США, Англии и Франции «консультироваться друг с другом и, в случае необходимости, с другими членами Организации с целью таких совместных действий от имени Организации, какие могут оказаться необходимыми для поддержания международного мира и безопасности» (ст. 106). В этих же целях ст. 45 Устава обязывает членов ООН «держать в состоянии немедленной готовности контингента национальных военно-воздушных сил для совместных международных принудительных действий».

Созданный Уставом ООН при Совете Безопасности Военно-штабной комитет «несет ответственность за стратегическое руководство любыми вооруженными силами, представленными в распоряжение Совета Безопасности» (ст. 47).

Решения Совета Безопасности, устанавливающие наличие фактов, означающих угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, дана рекомендаций и решения о применении международных санкций считаются принятыми, если за них подано 7 голосов членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета (см. Принцип единогласия великих держав).

Грубым нарушением Устава ООН явилось «решение», принятое в июне 1950 г. на заседании Совета Безопасности в отсутствие представителей СССР и Китайской Народной Республики, санкционировавшее американскую интервенцию против корейского народа под видом «международных санкций». Принятие этого «решения» и неоднократные попытки империалистов протащить через Совет Безопасности другие незаконные решения свидетельствуют о том, что империалисты стремятся использовать Совет Безопасности в качестве орудия прикрытия агрессии, подавления национально-освободительной борьбы и закабаления других народов и государств. Однако все эти попытки неизменно наталкивались на решительное сопротивление Советского Союза и стран народной демократии. Верные своей политике мира и укрепления дружественных взаимоотношений между неролами, СССР и страны народной демократии неуклонно разоблачают действия представителей ряда капиталистических стран, направленные на подрыв всеобщего мира и международной безопасности.


Юридический словарь. — М.: Госюриздат. . 1953.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "САНКЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ" в других словарях:

  • Санкции ООН — Совет Безопасности ООН. Главный орган, обладающий правом применять санкции ООН Санкции ООН (англ.  …   Википедия

  • САНКЦИИ — (нем. Sanktion, франц. sanction < лат. sānctio строжайшее постановление, карательная статья закона) меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер. С. в праве имеют четыре основных значения: 1) Меры,… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • САНКЦИИ — (от лат., ед.ч. sanction строжайшее постановление) меры и решения, как правило имеющие окончательный характер. Имеют четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В… …   Юридический словарь

  • САНКЦИИ — (лат. sanctio строжайшее постановление) меры принудительного экономического воздействия за нарушение установленного порядка деятельности, имеют предупредительную, компенсационную или репрессивную функцию и, как правило, окончательный, не… …   Юридическая энциклопедия

  • САНКЦИИ — (лат. sanctio строжайшее постановление) меры принудительного экономического воздействия за нарушение установленного порядка деятельности, имеют предупредительную, компенсационную или репрессивную функцию и, как правило, окончательный, не… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • санкции — (от лат., ед.ч. sanction строжайшее постановление) меры и решения, как правило имеющие окончательный характер. Имеют четыре основных значения: а) меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия. В… …   Большой юридический словарь

  • Международно-правовые санкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права. Содержание 1 «Санкции» и «контрмеры» …   Википедия

  • Международно-правовая ответственность — обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причинённый им другому субъекту международного права в результате нарушения международно правового обязательства, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в… …   Википедия

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора

  • санкция — и; ж. [от лат. sanctio (sanctionis) нерушимый закон, строжайшее постановление] Юрид. 1. Утверждение чего л. высшей инстанцией, разрешение. Получить санкцию на арест. Дать санкцию на выпуск номера в печать. Задержан с санкции прокурора. 2. Мера,… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»